ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
С 01.01.2014 вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 "Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования" Согласно этого приказа утратили свою силу приказы Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" и приказа № 2151 от 20 июля 2011 года "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Дошкольное образование стало первым уровнем образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества. Стандарт обеспечивает государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.
Стандарт учитывает:
- самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
- социокультурное разнообразие детства;
- возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
- потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
Нормативно-правовые документы федерального уровня по реализации ФГОС ДО: